Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Ладушки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
социально-гуманитарной направленности
«Весёлый английский»
Возраст обучающихся:
от 5 до 8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель: Зворыгина
Снежана Вячеславовна
Воспитатель
1 КК
ГО Карпинск
2024 г.
1
Оглавление
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ..............................................................................................3
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................3
1.2. НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ ....................................................................4
1.3. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ .........................................................................4
1.5. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ ........................................................6
1.6. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ..........................................................................7
1.7. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ .......................8
1.8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.....................................9
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ...........................................................................122
2.1. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ...............................................................122
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ..........................................................................................14
2.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ..................17
2.4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ................................................................188
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ...........................................................................199
3.1.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ................................................19
3.2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ...............................................................................19
3.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ .................................................19
3.4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.....................21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...........................................................................................22
2
1. Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вёсёлый английский» (далее Программа) Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения детского сада №1 «Ладушки»
физкультурной направленности. Программа разработана в соответствии с
Нормативными правовыми документами.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
3
Устав МАДОУ №1 «Ладушки».
Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным для
изучения иностранных языков. С одной стороны, маленькие дети быстрее, чем
взрослые, усваивают языковой материал, поскольку не боятся «сделать
ошибку», с другой – изучение иностранного языка в раннем возрасте
способствует развитию речи, мышления и памяти ребенка, а значит полезно
для формирования его личности в целом.
Обучение иностранным языкам детей-дошкольников призвано
содействовать общему развитию ребенка. Это достигается путем вовлечения
ребенка в виды деятельности, которые улучшают координацию, моторные
навыки, так же пространственное, личностное, социальное и эмоциональное
развитие.
Знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте благотворно
влияет на общее психическое развитие ребёнка, на развитие его речевой
культуры, расширение кругозора. Именно на раннем этапе обучения
закладывается интерес к иноязычному общению, а языковая база,
приобретенная в детском саду, впоследствии помогает преодолеть страх к
освоению иностранной речи, возникающий у некоторых школьников. Таким
образом, формируется основа для изучения языка в школе на более высоком
уровне.
На протяжении всего обучения сохраняется единство форм и видов
работ, при этом доминируют наглядность и образность, так как фраза
воспринимается ребенком не как набор отдельных лексических единиц, а как
блок, нечто единое, целое, образ.
Языковое содержание обучения определяется простотой и доступностью
материала для детей дошкольного возраста, связано с повседневной жизнью в
детском саду и дома. Принимая во внимание соотношение возраста ребенка,
распределение и обработка материала тесно связана с методикой обучения.
1.2.
Направленность программы
Предлагаемая
программа
имеет
социально-гуманитарную
направленность, которая является важным направлением в развитии и
воспитании детей. Знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте
благотворно влияет на общее психическое развитие ребёнка, на развитие его
речевой культуры, расширение кругозора. Именно на раннем этапе обучения
закладывается интерес к иноязычному общению, а языковая база,
приобретенная в детском саду, впоследствии помогает преодолеть страх к
освоению иностранной речи, возникающий у некоторых школьников. Таким
образом, формируется основа для изучения языка в школе на более высоком
уровне.
1.3.
Актуальность программы
В современной жизни возросла значимость изучения иностранного
языка. Сейчас изучение иностранного языка в школе начинается уже со
4
второго класса. Столь раннее начало обучения пугает родителей и даже
учителей. Новые учебники предъявляют высокие требования к 7-8 летним
малышам.
Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации
стратегической направленности детского сада на развитие личности поистине
уникальны. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для
усвоения иностранного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита
долговременная память.
Занятия по английскому языку в дошкольном учреждении знакомят
ребенка с основами иноязычной культуры, т.е. сообщают ребенку базовый
объем знаний, умений и навыков.
Данная программа базируется на принципах коммуникативного
обучения и направлена на формирование положительной познавательной
мотивации.
Ведущей формой организации образовательного процесса являются
групповые занятия.
1.4. Цель и задачи программы:
Цель программы:
Формирование
у
детей
дошкольного
возраста
иноязычной
коммуникативной компетентности и развитие устойчивого интереса к
дальнейшему изучению иностранного языка.
Задачи
Образовательные:
- создание условий для формирования мотивации ребёнка-дошкольника
к изучению английского языка через использование разнообразного,
доступного языкового материала;
- ознакомление детей с несложной лексикой, доступной и
соответствующей их уровню развития;
- введение элементарных языковых конструкций;
- формирование умения понимать несложные фразы учителя и
реагировать на ряд элементарных вопросов;
- ознакомление с основными звуками фонетического строя языка
Развивающие:
- развитие языковой памяти и творческих способностей;
- развитие фонематического слуха;
- развитие мышления, воображения, воли;
- расширение кругозора воспитанников
Воспитывающие:
- воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре
англоязычных стран;
- воспитание уважения к образу жизни людей страны изучаемого языка;
5
- развитие умения и навыков работы в группе, умение работать в
команде
В программе «Веселый английский» происходит комплексное решение
практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач
обучения. Это возможно лишь при условии воздействия не только на сознание
детей, но и при проникновении в их эмоциональную сферу. Одним из
эффективных способов воздействия на чувства и эмоции дошкольников
является игра.
1.5.
Основные особенности программы
В соответствии с ФГОС ДО дополнительного образования по
английскому языку строится на основе следующих принципов:
- воспитание и развитие детей посредством данного предмета
невозможно без практического овладения языком, то основным принципом
обучения иностранного языка является принцип комплексной реализации
целей-развивающей, воспитательной, практической и образовательной.
- результатом обучения детей иностранному языку является
формирование у них навыков и умений пользования языком (реальность
языка), как средством общения, то следующим принципом является принцип
коммуникативной направленности. Его основная функция состоит в создании
условий коммуникативности: мотивов, целей и задач обучения.
Коммуникативная направленность определяет отбор в организации языкового
материала, его ситуативную обусловленность, ценность как речевых, так и
языковых тренировочных упражнений, коммуникативную формулировку
учебных задач, а так же организацию и структуру занятий. Этот принцип
предполагает создание условий для речемыслительной активности детей в
каждый момент обучения.
- принцип опоры на родной язык - является также важнейшим в
обучении. Поскольку у детей не велик еще опыт коллективного общения, и он
учится общению не только на английском языке, но и общению вообще
необходима опора на осознанные детьми образцы общения на родном языке.
К родному языку рекомендуется прибегать при введении новой лексики, при
анализе занятия с детьми (нач. этап), диалоги (перевод шепотом), при
объяснении игр и т.д.
- принцип коллективно-индивидуального взаимодействия заключается в
реализации способностей каждого ребенка, через коллективные формы
обучения, которые служат для возможности самовыражения в рамках решения
общей, коллективной задачи.
В ходе занятий с дошкольниками следует учитывать следующие
принципы работы:
1) обязательное использование всевозможных средств поощрения как
вербальных, так и материальных;
6
2) формирование у детей положительного образа педагога, что
повышает рефлексивные способности ребенка;
3) лимитирование речи педагога на родном языке до 5-10%, и, как
следствие, доведение речи детей на английском языке до 90 %;
4) системное введение лексики по схеме: первое занятие – 4 слова,
второе занятие – закрепление, последующие занятия – активизация с
использованием речевых конструкций плюс 3-4 слова;
5) учет особенностей кратковременной памяти детей на данном этапе
развития, системное возвращение к ранее пройденному материалу и
включение его в последующие занятия;
6) предпочтение группового обучения; введение парного обучения как
важнейшего элемента успешного обучения говорению в начальной школе;
1.6.
Возрастные особенности
Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 5 до 8 лет.
Ведущей является учебная деятельность.
Изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми
становятся отношения ребенка с окружающими, расширяется сфера общения.
Совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции
больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и
синтетическая функции коры; вес мозга увеличивается в среднем до 1400 г. и
почти достигает веса мозга взрослого человека.
Быстро развивается психика ребенка: изменяется взаимоотношение
процессов возбуждения и торможения (процесс торможения становится более
сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие
школьники в высокой степени возбудимы); повышается точность работы
органов чувств (по сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к
цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на
50%, зрительные — на 80%).
Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в
то же время «созерцательной любознательностью» (ребёнок может путать «9»
и «6», «ь» и «ъ», «с» и «р», но в то же время с живым любопытством
воспринимает
окружающую
жизнь);
малая
дифференцированность
восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируется ярко
выраженной эмоциональностью восприятия; к концу старшего дошкольного
возраста восприятие усложняется и углубляется, становится более
дифференцированным, приобретает организованный характер.
Внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по
объему; произвольное внимание развивается вместе с мотивацией учения,
чувством ответственности за успех учебной деятельности. Распространенный
недостаток внимания — рассеянность (внимание, сила концентрации которого
7
мала). Причины рассеянности: переутомление; физиологические причины
(например, хронические заболевания носоглотки, когда нарушается дыхание и
снабжение головного мозга кислородом); недостаточная умственная
активность; быстрая смена новых впечатлений; негибкое внимание, связанное
с типом темперамента (флегматик, меланхолик).
Мышление развивается от наглядно-образного к абстрактнологическому. По словам Л. С. Выготского, ребенок вступает в школьный
возраст с относительно слабой функцией интеллекта (гораздо лучше развиты
функции восприятия и памяти). Мышление развивается во взаимосвязи с
речью.
Память: пластичность мозга позволяет осуществлять дословное
запоминание (дошкольник из 15 предложений запоминает 3-4); память имеет
преимущественно наглядно-образный характер (безошибочно запоминается
интересный, конкретный, яркий материал.
1.7. Сроки реализации программы, объем учебного времени
Программа рассчитана на детей и подготовительной к школе групп (дети
5 – 8 лет).
Курс предназначен на один год обучения в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
Объём программы составляет 72 часа:
Продолжительность одного академического часа:
- 1 год обучения –30 минут
Перерыв между занятиями – 10 мин.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Рекомендуемый минимальный состав группы – от 8 человек не более 20
человек.
Общее количество часов в неделю
Возрастные группы
Количество
Количество
Количество
занятий
занятий
занятий
в неделю
в месяц
в год
1 год обучения (5-8 лет)
2
8
48
Занятие начинается с разных видов приветствия на английском языке,
которые постепенно запоминаются детьми. Затем проводиться речевая
разминка в виде различных стишков и рифмовок. В основной части занятия в
игре с игрушками дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В
средине урока по мере утомляемости детей проводится физкультурная
минутка, где у детей переключается внимание на активные движения и танцы.
В конце занятия ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку
или, стих речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке.
Для работы на уроке используется музыкальный плеер с записями песен на
8
английском языке.
1.8. Планируемые результаты освоения Программы
В процессе овладения дошкольниками английским языком как новым
средством общения у них развиваются интеллектуальные, речевые,
эмоциональные способности и такие личностные качества, как
общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля.
Кроме того, раннее обучение иностранному языку позволяет получить
непосредственный доступ к ценностям мировой культуры (в первую очередь
— стран изучаемого языка), что плодотворно сказывается на развитии ребёнка
как личности.
В этой связи важно отметить, что обучение английскому языку
способствует культурному развитию детей, социализации, развитию памяти,
познавательных и творческих способностей, закладывает благоприятную
основу для дальнейшего изучения английского языка на ступени школьного
образования.
Планируемые результаты освоения программы.
Социальные отношения
Дети имеют представление о нравственных качествах людей, их
проявлении в поступках и взаимоотношениях (доброта, справедливость,
ответственность, уважение, честность, чувство собственного достоинства);
умеют оценивать добрые поступки; имеют представление о дружбе, о
поведении настоящих друзей. У детей развивается способность и готовность
помогать тому, кому трудно. Дети учатся регулировать свою активность:
учитывать права других детей, соблюдать очерёдность, проявлять терпение, не
вступать в ссоры, проявлять настойчивость.
Культура поведения
Детьми усвоены базовые правила культуры общения со взрослыми и
детьми (сверстниками и малышами), нормы этикета (культура поведения за
столом, поведение в гостях, культурные нормы разговора и пр.), уяснены
правила поведения в общественных местах, правила уличного движения.
Познавательные способности
У детей сформированы элементарные умения использовать разные
способы познания: обследование объектов, установление связей между
способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по
разным основаниям, измерение, упорядочивание, классификация. Они
способны отражать результаты познания в речи, на элементарном уровне
рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии. У детей сформированы
средствами английского языка общее представление о родном городе и стране,
заложены гражданско-патриотические чувства. Детям нравится узнавать о
других странах и народах мира, используя при этом английский язык; у них
9
сформировано понимание того, что люди из разных стран стремятся беречь
Землю и дружить.
Общеречевые способности
У детей сформированы элементарные умения коллективного речевого
взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий. Они умеют
использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками логичную
объяснительную речь, владеют основными формулами эмоционального
взаимодействия с людьми в ситуациях приветствия и прощания. Дети
стремятся подбирать точные слова для выражения мысли. Они имеют
представление о различии литературных жанров: сказки, рассказа, загадки,
пословицы, стихотворения, считалочки и т.д. Дети знакомы с книжной
культурой, обладают базовыми представлениями о классической и
современной детской литературе.
Готовность к обучению в школе
Дети обладают представленими о школе, школьниках, учителе;
понимают важность соблюдения школьного режима; стремятся к познанию. У
детей сформирован интерес к дальнейшему овладению английским языком в
условиях школьного образования.
Владение английским языком
Дети усваивают за год обучения до 150–200 слов (дети подготовительной к
школе группы)активно и пассивно, включая местоимения, предлоги, частицы
и другие служебные слова. Дети активно усваивают в рамках изучаемой
коммуникативной
тематики
повествовательные,
вопросительные,
отрицательные и восклицательные предложения, по типу которых они
самостоятельно строят предложения, пользуясь имеющимся у них запасом
лексики.
У дошкольников сформированы навыки и умения приблизительно
правильного с фонетической точки зрения оформления своей речи на
английском языке. У них развит фонетический слух, они чувствуют
интонацию, с лёгкостью могут её воспроизвести. Достаточно хорошо развиты
артикуляционные навыки (практически нет проблем со звуками английского
языка), дети чётко дифференцируют звуки, т.е. не заменяют их схожими из
родного языка.
Дети умеют понимать на слух несложную, вполне доступную по
содержанию англоязычную речь. В ходе усвоения материала курса дети
овладевают умениями вести несложную беседу на английском языке с
преподавателем или детьми. По окончании курса они могут составить
небольшой рассказ (3–5 предложений) про себя, про свою семью, друзей,
окружающий мир и т.п. В ситуации непосредственного общения с педагогом,
сверстниками они проявляют инициативу, могут вступить в диалог и
поддержать его. Ребята имеют представления о культуре, традициях страны
изучаемого языка (могут спеть традиционные английские песни, назвать
10
сказки, использовать считалочки и т. д.). Дети достаточно часто используют
английские слова в самостоятельных играх.
Большинство дошкольников уже могут применить свои знания в
реальной языковой среде — во время путешествий за границу, в общении с
родителями. В связи с этим дети чётко осознают необходимость изучения
английского языка как средства общения во всём мире. Устойчивость и
осознанность мотивации изучения иностранного языка влияет на
формирование готовности дальнейшего овладения английским языком.
11
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный (тематический) план
Период
декабрь
Количест
во
занятий
8
Тема
Формы
аттестации/контроля
Знакомство с
Собеседование
английским языком.
Приветствие и
прощание. Как тебя Опрос
зовут? Сколько тебе
лет?
Январь февраль
16
Названия цветов.
Наблюдение
Мои питомцы.
Опрос
Мои игрушки.
Опрос
Веселого Рождества Игра
и Счастливого
Нового года!
Повторение
Опрос
изученного
материала.
Числительные от 1 Наблюдение
до 20.
12
Моя любимая еда. Наблюдение
Нравится/не
нравится. Поход в
супермаркет.
Посмотрите, как я Игра
умею!
Март апрель
16
Моё тело/лицо.
Наблюдение
Повторение
изученного
материала.
Опрос
Наблюдение
Чувства.
Май
8
Итого:
48 часа
Моя семья.
Игра
Мой дом.
Игра
Повторение
Открытое занятие
пройденного
материала за весь
год. Инсценировка
английской сказки
(по
выбору
преподавателя)
13
2.2. Содержание тем
Введение. (1 час)
Теория: Знакомство с английским языком.
Страны в которых говорят на английском языке.
Беседа о пользе изучения английского языка.
Практика :Развитие у детей этической функции общения.
Развитие умения сообщить о себе.
Лексическое наполнение: stand up, sit down.
Работа в печатных тетрадях.
Знакомство. (2 часа)
Теория: Ознакомление детей со словами — приветствиями: «Hello!», «Hi!».
Знакомство с новыми звуками.
Правило знакомства в англоговорящих странах.
Практика : Развитие умения понимать обращенные к ним реплики и
реагировать на них.
Лексическое наполнение: A boy, a girl, please, thank you, bear, hare, dog, frog,
doll, cock, pig, hello, hi, my name is, what’s your name?
Работа в печатных тетрадях.
Животные. (6 часов)
Теория: Дикие животные.
Домашние животные.
Воспитание у детей доброго и заботливого отношения к животным.
Развитие навыков аудирования коротких текстов и реплик педагога.
Развитие мотивационной сферы изучения иностранного языка детьми данного
возраста
средствами включения различных видов практической и игровой
деятельности.
Знакомство с новыми звуками.
Практика : Читаем и пишем на английском языке.
Лексическое наполнение: What is this? What can you see? What do you have?
What can a frog do? Close your eyes! Open your eyes! what is missing? a bear, a
hare, a dog, a frog, a cock, a pig, a bat, a cat, a fox, a mouse, a bird, a chick, a horse,
a hen, a fish, a cow, a rabbit, a goose, a mouse, Star, twig.
Работа в печатных тетрадях.
Цвета. (4 часа)
Теория: Развитие умения понимать обращенные к ним реплики и реагировать
на них.
Развитие умения сообщить о себе, о своём городе и о своём возрасте.
Учиться назвать цвета предметов.
Практика : Игра «В поисках».
Лексическое наполнение: Where do you live? What can you see? What color is
this? Red, yellow, brown, black, blue, white, grey, pink, purple, orange.
Работа в печатных тетрадях.
14
Счет. (4 часа)
Практика: Счет от одного до десяти.
Учимся считать с помощью игры «Считалочка».
Развитие умения называть количество предметов.
Лексическое наполнение: How old are you? How many? What’s this number?
Let’s count! One, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten.
Работа в печатных тетрадях.
Команды. (4 часа)
Теория: Развитие умения быстро реагировать на команды.
Практика : Команды (run, jump, swim, fly, hop, smile, wake up, draw, dance, stand
up, sit down).
Игра.
Семья. (3 часа)
Теория: Формирование у детей основ общения на английском языке в пределах
сюжета.
Практика : Умение сделать сообщение о членах свой семьи, о роде занятий и
увлечениях.
Знакомство детей с аутентичной информацией, отражающей особенности быта
и семейных традиций в англоговорящих странах.
Лексическое наполнение : a mother, a father, a sister, a brother, a family, take, put,
friend, take, put, This is my… I love my… He is my … She is my …
Моя комната. (2 часа)
Практика:
Увеличение
объёма
лексического,
грамматического
и
страноведческого материала по данной теме.
Развитие устной речи средствами музыкальной и театрализованной
деятельности.
Конструкция «there is/there are».
Предлоги (on, under. Into, in).
Стихотворение по теме.
Предметы интерьера. (2 часа)
Практика : Развитие устной диалогической речи детей в ситуациях по данной
теме.
Расширение лексического и грамматического материала по данной теме.
Игра. Лексика по теме.
Занятие-сказка. (2 часа)
Практика : Повторяют звуков английского языка и транскрипционных знаков.
Героями сказки являются звуки.
Семейные праздники. (2 часа)
Теория:
Увеличение
объёма
лексического,
грамматического
и
страноведческого материала по данной теме.
Развитие устной речи средствами музыкальной и театрализованной
деятельности.
15
Формирование представлений об праздновании Нового года в англоговорящих
странах.
Практика: Развитие умения сравнивать наши и иностранные праздники.
Лексическое наполнение: What can you see in front of you? Long, short, New
year, reindeer, snowballs, Merry Christmas In front of, Snake, lake, bag, floor, flag,
Christmas tree. I wish you a merry Christmas! Happy New Year!
Изучение песен и новогодних игр.
Комплименты. (2 часа)
Практика : Построение диалогов с выражениями уважения «Thank you,Nice to
meet you,I am sorry, please. You look very pretty».
Одежда. (2 часа)
Практика: Развитие устной диалогической речи детей в ситуациях по данной
теме.
Расширение лексического и грамматического материала по данной теме.
Знакомство детей с разновидностями одежды и их способа использования.
Формирование потенциального словаря.
Лексическое наполнение: put on, it’s fun, I’m ready, socks, blouse, dress, mittens,
jeans, shirt, T-shirt, boots, shoes, jumper, jacket, trainers.
Игра «Подбор одежды в разное время года».
Времена года. (2 часа)
Практика : Изучение названий времен года.
Развитие устной и диалогической речи детей в ситуациях по данной теме.
Расширение лексического и грамматического материала по данной теме.
Знакомство детей с особенностями погоды в англоязычных странах.
Формирование потенциального словаря.
Лексическое наполнение: What’s the weather like today? In summer? It’s raining,
windy, sunny, cold, warm, hot. Seasons, winter, spring, summer, autumn. What do
you do in summer?
Игра «Clothes, weather».
Игрушки. (3 часа)
Теория: Формирование у детей умение взаимодействовать в коллективных
видах деятельности.
Развитие умения на элементарном уровне высказываться о любимых
предметах, о том, чем обычно играют.
Расширение потенциального словаря путём введения лексических единиц и
речевых образцов по теме.
по теме.
Лексическое наполнение: Песенка I’ve got a train, I’ve got a ball! I’ve got a
teddy, I’ve got a doll !All the girls And all the boys Have got a lot of. Lovely toys!
A kite, chair, table, fish, cow ,a ship, a drum, a bike, a balloon, cup, spoon, bird,
house, chick, horse, big,
little.
16
Организация и проведение различных игр по теме.
Школа. (2 часа)
Теория: Развитие устной монологической речи детей в ситуациях по данной
теме.
Расширение лексического и грамматического материала по данной теме.
Знакомство детей с особенностями общения в школе.
Формирование потенциального словаря.
Практика: Развитие творческих способностей детей, психологическая
подготовка к школе и школьной атмосфере.
Лексическое наполнение: What’s the time? Let’s begin our lesson! The lesson is
over! Hot, warm, eleven, twelve, school, schoolbag, classroom, desk, board, pen,
teacher, ruler, rubber, pencil.
Построение предложений «У меня есть...».
Игра.
Фрукты. Овощи. (3 часа)
Теория: Лексика по теме «Фрукты и овощи».
Построение предложений «I like».
Увеличение объёма лексического, грамматического и страноведческого
материала по данной теме.
Обобщение случаев употребления неопределённого артикля «а».
Практика: Развитие устной речи музыкальной и театрализованной
деятельности.
Формирование представлений об этикете поведения за столом, сервировке
стола, об основных трапезах, культуре еды в англоговорящих странах, о
полезной и вредной еды.
Лексическое наполнение: Do you like an apple? What do you like? Give me a
banana, please! Here you are! With pleasure! A pear, an apple, a banana, a tomato, a
potato, a cake, milk, honey, cabbage, cheese, corn. I like apples. I don’t like bread.
Итоговое занятие. (2 часа)
Практика: Закрепление пройденного материала.
Конструкция « I can …»
Стихотворение « I can jump…»
Подведение итогов за год.
2.3. Требования к уровню подготовленности занимающихся
Дети должны знать:
в каких странах английский язык считается родным языком;
какие любимые герои из мультфильмов говорят на английском языке;
каких известных мультфильмов придумали в англоговорящих странах;
количество букв в английском языке;
количество звуков в английском языке.
17
Дети должны уметь:
переводить слова с русского языка на английский язык и наоборот;
показывать картину с названиями слов;
правильно использовать слова в монологической речи;
участвовать в составлении диалогов;
называть тематические слова по данной программе;
использовать в деятельности считалочки, песни, договорки, рифмовки.
2.4. Календарный учебный график
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
9
Окончание учебного года
72
72
2
72
4
20
2 декабря
31 декабря –
8 января
31 мая
18
3. Организационный раздел
3.1.Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение соответствует возрастным
в озможностям детей и содержанию дополнительной образовательной
программы «Весёлый английский»:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- правилам пожарной безопасности;
Оборудование и оснащение:
1. мультимедийный проектор и компьютер;
2. методические пособия (учебно-методические комплекты, карточки,
сюжетные картинки, плакаты, таблицы, игрушки, видеоматериалы, диски,
фонотека);
3. канцелярские принадлежности.
4.Музыкальный центр, подборка музыки на диске или флэш-карте.
3.2. Кадровое обеспечение
Педагог, организующий образовательный процесс по данной программе
должен иметь педагогическое образование.
3.3. Методическое обеспечение программы
Программа предназначена для обучения детей чтению слов в английской
транскрипции, что поможет ребенку в дальнейшем (во время учебы в школе)
при пользовании словарями. На самом начальном этапе не ставится задача
ознакомления с правилами чтения. Главная цель-научить правильно
произносить звуки (так как на родном языке не существуют многие
английские звуки) и различать их транскрипционные знаки, развить интерес к
изучению иностранного языка, способствовать развитию интеллектуальных
способностей детей.
Письменные упражнения в рабочей тетради служат для наиболее
прочного усвоения лексико– грамматического и фонетического материала.
Большое внимание уделяется поисковому чтению (когда ребенка просят
подобрать подпись к картине, предварительно ознакомившись с несколькими
вариантами).
Основные
виды
деятельности
–
игровая,
интеллектуальнопознавательная, социально-коммуникативная.
Для реализации учебно – воспитательного процесса программа
укомплектована методическими, дидактическими и демонстрационными
материалами. В процессе обучения английскому языку используются
различные формы и методы организации образовательной деятельности:
работа с предметами:
Диалог с игрушкой
19
Описание игрушки
Сказка
работа с картинкой:
Описание картинки
Игра «что исчезло?»
«Найди картинку»
разучивание песенок:
Инсценировка
Драматизация коротких рассказов, историй и сказок
подвижные игры:
Игры с мячом или с игрушкой
Физкультминутки
Танцы
cпокойные игры:
Настольные
Загадки
Воспроизведение ситуативных диалогов.
Структурной особенностью программы является тематическое
планирование, основанное на увлекательных сюжетах, включающих в себя
совокупность подсюжетов. Сюжеты разработаны с учетом возрастных
особенностей детей дошкольного возраста, их интересов и увлечений.
Программа имеет концентрический принцип построения. Каждая новая
ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих раскрывая его на
новом уровне сложности.
Дети учатся вести монолог, рассказывая о семье, игрушках, животных.
Для этого используются игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации,
пальчиковые и др. Дети разучивают сценки из сказок, показывают сказки с
помощью драматизации, рисуют картинки к прочитанным сказкам. Дети
учатся задавать вопросы и отвечать на них, поддерживая диалог. Они
получают возможность практической реализации своих знаний языка, отсюда
повышается интерес к изучению языка.
Каждое занятие начинается с фонетической зарядки на закрепление
звуков. Упражнения проводятся с использованием зеркальца. Также в начале
занятия дети разучивают английские песни. Это позволяет обозначить начало
занятия и погрузить ребенка в англоязычную среду. Уровень сложности и
объем лексики песен зависит от темы и уровня знаний детей, используется
принцип движения от простого к более сложному.
Игры, работа с карточками, собирание мозаик, домино, лото направлены
на запоминание лексики на определенную тему.
Творческие задания на закрепление опорной лексики.
После знакомства с опорной лексикой английского языка выполняются
творческие задания на ее закрепление:
20
раскрашивание;
рисование;
аппликации;
бумагопластика;
лепка из пластилина;
В качестве дополнительного материала привлекаются специальные
учебные мультфильмы для дошкольников. Данный вид работы всегда
вызывает позитивный настрой детей и является средством повышения
мотивации в изучении языка.
В середине занятия предполагается разминка в виде английской песенки
или зарядки (физкультминутка) с использованием изученной лексики, что
помогает закрепить её в действии.
Изучение основ грамматики английского языка для дошкольников
происходит в процессе изучения лексики:
• множественное число
• повелительное наклонение (выполнение команд: show me, stand up, sit down,
give me, jump etc.,
• вопросы и ответы в Present Simple, Present Continuous.
• модальный глагол can.
Формы занятий:
- групповая;
- парная;
- самостоятельная;
- индивидуальная.
Технологии:
- здоровьесберегающие;
- информационно-коммуникативные.
Методы и приемы:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
словесные, дидактические и сюжетно-ролевые (с элементами театрализации)
игры;
чтение стихов, исполнение песен;
представление творческих проектов, участие в праздниках.
3.4. Оценка эффективности занятий по английскому языку
Основными формами подведения итогов реализации программы
являются: устный групповой опрос, занятие-игра, проекты. В конце учебного
года подводятся итоги работы объединения.
21
Список литературы
1.
И.А. Шишкова, М.Е.Вербовская, Английский для малышей,
Руководство для преподавателей, Москва: изд-во Росмэн, 2006.155 с.
2.
И.А. Шишкова, М.Е.Вербовская, Английский для малышей, Игры,
сценки, песенки, Москва: изд-во Росмэн, 2006.72 с.
3.
И.А. Шишкова, М.Е.Вербовская, Английский для малышей,
Учебник, Москва: изд-во Росмэн, 2007.60 с.
4.
М.Д. Астафьева, Игры для детей, изучающих английский язык,
Москва: изд-во Мозайка-синтез,2006.58 с.
5.
Бамбиник (BAMBINIC), My English Day, Москва: изд-во
BAMBINIC, 2021.72 с.
6.
А. Купырина, Kitten Fluffy, Москва: изд-во ИД ПРОФ ПРЕСС,
2022.24с.
7.
И.Френк, В.А.Державина, Английский для детей, Москва: изд-во
АСТ.2019.192с.
8.
В.А.Державина, Английский для малышей, от 4 до 6 лет, Учебник,
Москва: изд-во АСТ.2022.96с.
9.
А.Б.Козунова, Английский язык, Годовой курс занятий, 6-7 лет,
Москва: изд-во УМКА.2023.96с.
22
Приложение
Игра № 1. “Point to the right flashcard”.
На стене (на ковре, на доске) учитель размещает картинки с изображениями
изучаемых на уроке предметов. Учитель называет предмет (цвет, животное,
часть тела человека, члена семьи, посуду, предмет мебели и т. п.) поанглийски, дети по-очереди показывают на соответствующую картинку
(можно использовать лазерную или простую указку). Как вариант — все дети
участвуют в игре одновременно.
Игра № 2. “Run to the right flashcard”.
На стене (на ковре, на доске) учитель размещает картинки с изображениями
изучаемых на уроке предметов. Учитель называет предмет (цвет, животное,
часть тела человека, члена семьи, посуду, предмет мебели и т. п.) поанглийски, дети подбегают к соответствующей картинке. Можно играть в
командах.
Игра № 3. “Put the card to the right place (in the right hoop)”.
Учитель предлагает детям на английском языке положить картинкис
изображением изучаемых на уроке предметов (цветов, животных и т. п.) на
различные предметы мебели (стол, стул, тумбочку), пол, ковер и т. п. Если
есть возможность использовать разноцветные маленькие обручи, можно
попросить малышей положить ту или иную картинку, например, в красный
(синий, желтый, зеленый) обруч.
Игра № 4. “Swap places”.
Дети сидят в кругу на стульчиках, у каждого ребенка в руках карточка с
изображением какого-либо изучаемого на уроке предмета (цвета, животного,
части тела человека, члена семьи, посуды, предмета мебели и т. п.). Учитель
называет по-английски слова. Когда ребенок слышит своё слово, он встает и
обменивается местами с другим ребенком, имеющим такую же картинку.
Примечание: должно быть как минимум по три одинаковых карточки с
изображением каждого предмета.
Игра № 5. “Running game”.
Дети сидят в кругу на стульчиках, у каждого ребенка в руках карточкас
изображением какого-либо изучаемого на уроке предмета (цвета, животного,
части тела человека, члена семьи, посуды, предмета мебели и т. п.). Учитель
называет по-английски слова. Когда ребенок слышит своё слово, он встает,
обегает круг снаружи и садится на свое место.
Игра № 6. “Green, green, yellow”.
23
Дети сидят в кругу на стульчиках, один ребенок ходит по внешнему кругу и
повторяет одно и то же название предмета (цвета, животного и т. п.) на
английском языке, каждый раз дотрагиваясь до головы (или плеча) каждого
сидящего ребенка. В какой-то момент водящий ребенок произносит название
другого предмета. Ребенок, до которого водящий дотронулся в этот момент,
встает и пытается поймать водящего, обегая круг. Если ему это не удается, он
сам становится водящим.
Игра № 7. “Heads down, thumbs up”.
Дети сидят за столиками. Три ребенка – водящие. Они (или учитель) говорят:
“Headsdown, thumbsup, closeyoureyes!” После этого дети опускают голову,
положив руки на голову и подняв большой палец каждой руки и закрывают
глаза. Каждый из трех водящих подходит к одному из сидящих детей и
загибает большие пальцы его руки. После этого дети говорят:
“Headsup, openyoureyes!” Дети открывают глаза и те из них, до кого
дотронулись водящие, угадывают, кто именно до них дотронулся (например,
“Vikatouchedme.”) Если ребенок верно угадал, он обменивается местами с тем
ребенком, который до него дотронулся.
Игра № 8. “What’s my number?”
Учитель вызывает двух детей и прикрепляет им на спину стикеры с номерами
(в пределах изученных цифр). Дети по очереди называют цифры, пытаясь
угадать свой номер. Выигрывает тот ребенок, который первым угадает свой
номер.
Игра № 9. «Funny Animals»
Участники игры «представляют» какое-либо животное и стараются
рассмешить команду соперников. Произносятся предложения (I m a cat, I am a
hamster, и т. д.), используется мимика, жесты. Засмеявшиеся выбывают из
игры, игра проходит до тех пор, пока не останется один победитель, его
команда выигрывает. Другой вариант — команда получает очки за каждого
улыбнувшегося из команды соперника.
Игра № 10. «Yes or No».
После ознакомления детей с новым лексическим материалом, например по
теме «животные», педагог показывает каточки с изображениями животных в
произвольном порядке, не глядя, пытаясь угадать, что на них изображено.
Если взрослый угадывает, дети кричат «yes», если ошибается «по». В
последнем случае дети должны назвать сами то, что изображено на карточке.
Игра № 11. «Отгадай»
24
После того как дети выучат несколько новых слов, педагог предлагает им
отгадать загадки. Загадки читаются на русском языке, а дети отвечают на
английском.
Игра № 12. «Знаешь ли ты животных»
После изучения темы «животные», педагог перечисляет ряд предметов. Как
только он называет животное, дети хлопают в ладоши.
Игра № 13. «Что я делаю?»
Дети образуют круг. Ведущий стоит в середине и показывает движения (бег,
прыжки). Дети должны по-английски назвать, что он делает. Тот, кто
угадывает первым, становится ведущим.
Игра № 14. «Что на ком одето?»
Педагог называет предметы одежды, а дети, на которых одета называемая
вещь, должны встать.
Игра № 15. «Заморожу»
Дети стоят в кругу, в центре которого находиться ведущий (Дед Мороз). Он
называет по-английски те части тела, которые хочет заморозить (глаза, уши), а
дети их прячут.
Игра № 16. «Будь внимателен!»
Педагог вывешивает 4-5 картинок с изображением предметов, названия
которых известны детям. Затем убирает их. Дети должны назвать предметы на
английском языке в том порядке, в котором они их видели.
25