Программа дополнительного образования МАДОУ №1 Танцы на мячах

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа физкультурной направленности
«Танцы на мячах»
(возраст обучающихся: 5-8 лет)
Срок реализации: 2 года

Автор – составитель:
Герстенбергер Ирина Сергеевна
инструктор по физической
культуре

г. Карпинск
2022 г.

Оглавление
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................... 3
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................ 3
1.2. НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ ..................................................................... 4
1.3. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ ......................................................................... 4
1.4. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ .............................................. 4
1.5. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ .......................................................................... 5
1.6. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ...................... 5
1.7.УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ....................................................................... 6
1.8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ .................................... 9
1.9. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ............................................................................ 9
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ .............................................................................. 11
2.1. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН .................................................................. 11
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ........................................................................................... 12
2.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ................. 16
2.4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК................................................................... 17
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .............................................................................. 18
3.1.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ................................................ 18
3.2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ................................................................................ 18
3.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.................................................. 18
3.4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИТБОЛ – АЭРОБИКОЙ .......................... 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ ......................................................................................................... 22

1. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Танцы на мячах» (далее Программа) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №1 «Ладушки» физкультурной направленности. Программа разработана в соответствии с Нормативными правовыми документами.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020 г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28
от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Устав МАДОУ №1 «Ладушки».
В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных
инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно профилактической направленностью на занятиях с детьми разного возраста. В
большинстве случаев это различные направления фитнеса и оздоровительных
видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг и
многое другое.
В то же время, несмотря на агитацию и пропаганду в СМИ здорового образа жизни и занятий физической культурой для подрастающего поколения,
они еще не стали достаточно значимыми и жизненно необходимыми каждому
человеку. Исследования ученых показывают, что состояние здоровья населения, а особенно детей и подростков, катастрофически ухудшается. С каждым
годом растет количество детей, страдающих сердечно - сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания и пр. Снижается сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям.

В связи с этим все актуальней становится проблема поиска эффективных
путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как
мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека, и
прежде всего подрастающего поколения.
Фитбол-аэробика является одним из современных направлений оздоровительной аэробики с использованием больших гимнастических мячей —
фитболов. Упражнения на мячах доступны всем, независимо от возраста и состояния здоровья. По своему оздоровительному воздействию на организм занимающихся они уникальны благодаря, прежде всего свойствам самого мяча.
Эффективность занятий фитбол-аэробикой объясняется комплексным воздействием. На занятиях могут одновременно решаться сразу несколько задач:
развитие двигательных, музыкально-ритмических, творческих способностей,
профилактика нарушений осанки и плоскостопия, повышение физической
подготовленности, регулирование психоэмоционального состояния, укрепление здоровья и др.
1.2.
Направленность программы
Предлагаемая программа имеет физкультурно – оздоровительную
направленность, которая является важным направлением в развитии и
воспитании детей. Обучение по данной программе создаёт необходимый
двигательный режим, положительный психологический и эмоциональный
настрой, а также способствует укреплению здоровья ребёнка, его физическому
и умственному развитию, профилактике различных заболеваний и
повышению интереса к занятиям.
1.3.
Актуальность программы
Данная программа разработана с целью сохранения и укрепления физического, психического, социального здоровья и повышение уровня физической
дееспособности занимающихся. Программа по фитбол-аэробке «Танцы на мечах» содействует всестороннему гармоничному развитию личности ребёнка,
укреплению здоровья, профилактике и коррекции различных заболеваний и
приобщает к здоровому образу жизни.
1.4.

Отличительные особенности программы

Отличительная особенность дополнительной общеразвивающей программы «Танцы на мечах» состоит в её практической значимости: занятия по
данной программе способствуют эффективному развитию двигательных, музыкально-ритмических, творческих способностей, профилактике нарушений и
коррекции осанки, плоскостопия, повышают уровень физической подготовленности занимающихся и интерес к занятиям физическими упражнениями.

По своим свойствам мяч многофункционален и в комплексах упражнений
программного материала может использоваться как предмет, тренажер, опора
и т.д. Благодаря этому на занятиях фитбол - аэробикой можно комплексно решать несколько задач. Практически, это единственный вид гимнастики, где
при выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, слуховой, зрительный и тактильный анализаторы, что
усиливает положительный эффект от занятий.
Методическая основа Программы – деятельный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей.
Новизна программы заключается в том, что она включает новое направление в здоровьесберегающей технологии – оздоровительную аэробику, в основе которой лежат двигательные действия, поддерживающие на определенном уровне работу сердечно - сосудистой, дыхательной, мышечной систем организма и опорно-двигательного аппарата.
Программа составлена на основе парциальной программы фитбол – аэробика «Танцы на мячах» А.Г. Сайкиной, С.В. Кузьминой.
1.5.
Возрастные особенности
Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 5 до 8 лет.
Возрастной период от 5 до 8 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7—10 см. Средний рост
дошкольника 5 лет составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела 17—18 кг.
На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц
200,0 г, а роста — 0,5 см.
Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади
опоры. С возрастом показатели сохранения устойчивого равновесия у ребенка
улучшаются.
Благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой
(занятия, игровые упражнения, подвижные игры) упражнения по технике
движений дети шестилетнего возраста выполняют более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по
заданию воспитателя, т. е. менять темп.
Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 5 до 8 лет называют «возрастом двигательной расточительности».
1.6. Сроки реализации программы, объем учебного времени
Программа рассчитана на детей старшей и подготовительной к школе
групп (дети 5 – 8 лет).

Курс предназначен на два года обучения в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Объём программы составляет 72 часа:
1 год обучения -36 часов;
2 год обучения- 36 часов
Продолжительность одного академического часа:
- 1 год обучения –25 минут
- 2 год обучения – 30 минут.
Перерыв между занятиями – 10 мин.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Рекомендуемый минимальный состав группы – от 8 человек не более 20
человек.
Общее количество часов в неделю
Возрастные группы
Количество
Количество
Количество
занятий
занятий
занятий
в неделю
в месяц
в год
1 год обучения (5-6 лет)
2 год обучения (6-8 лет)

1
1

4
4

36
36

Занятия подразделяются на 3 части: подготовительную, основную, и заключительную.
В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки. Она включает различные виды
ходьбы, бега, прыжков, ползания, музыкально-ритмические движения. Используются гимнастические палки, спортивные мячи и другие спортивные
снаряды.
В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. В связи с этим во время занятия
должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. В этой
части занятия используются и.п.: лежа животом на мяче, лежа спиной на мяче,
лежа боком на мяче, а также лежа на полу мяч под ногами, прыжки на мяче с
продвижением вперед, перекаты на животе на мяче. Упражнения, выполняемые в данных исходных положениях – позволяют развивать и постепенно увеличивать силовую выносливость мышц, укрепит координацию движений; повысить неспецифические защитные силы организма.
Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма. Проводится в и.п.: сидя на мяче – это дыхательные упражнения на релаксацию в сопровождения медленной музыки,
ходьба и бег вокруг мячей, упражнения на дыхание, на релаксацию на мяче и
другие.
1.7.Уровни освоения программы

1) 1 год обучения
Высокий уровень. Уверенно, с хорошей амплитудой выполняет упражнения.
Способен самостоятельно организовать игру. Самооценивает и контролирует
других детей.
Средний уровень. Без усилий выполняет упражнения. Может замечать свои
ошибки в технике выполнений. Самостоятельно игры не организовывает.
Низкий уровень. Не замечает ошибок в технике выполнения. С интересом
включается в игру, но нарушает правила в подвижных играх. Интерес к освоению новых упражнений неустойчив.
2) 2 год обучения
Высокий уровень. Самостоятельно организовывает игру. Равновесие устойчивое. Упражнения выполняет с хорошей амплитудой, выразительно.
Средний уровень. Устойчивое равновесие сохранят. Оценивает выполнение
упражнений другими детьми, проявляет интерес к новым упражнениям.
Низкий уровень. Слабо контролирует технику выполнения. Допускает нарушения в играх. Без усилия и интереса осваивает новые упражнения.
По результатам диагностики определяется уровень физической подготовленности и психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительно-моторной или тонко дифференцированной координации и осуществляется планирование и построение системы занятий.
Формы организации работы групповая, индивидуально-групповая.
Методы и приемы, используемые в занятии:
Игровой метод
- «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных
видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе. В раздел входят строевые, общеразвивающие, дыхательные упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки.
«Пальчиковая гимнастика» на фитболах служит для развития ручной
умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
«Имитационные упражнения и подвижные игры» содержит упражнения,
применяемые практически на всех занятиях. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования –
все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий.
«Игры – путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных
ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь.

Ведущей формой проведения совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста является игровая форма с использованием таких методов, как:
наглядный метод: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитация (подражание), зрительные и звуковые ориентиры.
словесный метод: название упражнений, описание, объяснения, указания, команды и другие;
практический метод: проведение совместной деятельности педагога и
детей в игровой (подвижные игры), соревновательной форме или в форме тренировки.
Уровень освоения Программы демонстрируется на открытых занятиях
для родителей, в конце учебного года на открытых занятиях для педагогов, в
форме выступления на спортивных и музыкальных праздниках и досугах.
Программа базируется на основных принципах:
Принцип сознательности основополагающий принцип обучения движениям. Он предполагает понимание ребёнком сути того или иного движения,
которое он производит. Приучает к самостоятельности и повышает интерес к
занятиям;
Принцип систематичности, главная особенность которого непрерывность и планомерность. Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний,
умений и навыков. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить
к познанию последующего, более сложного материала;
Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. Только в результате многократных повторений образуются двигательные
навыки, вырабатываются динамические стереотипы;
Принцип от простого к сложному способствует постепенному повышению требований до уровня адекватного возросшим возможностям организма;
Принцип рассеянной мышечной нагрузки. Работа одной группы мышц
сменяется другой, что способствует предупреждению переутомления;
Принцип наглядности. Суть принципа заключается в создании у ребёнка, с помощью различных органов чувств, представления о движении. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в регулировании движения, можно говорить о зрительной, слуховой, тактильно-мышечной наглядности;
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной профилактической работы.
Принцип доступности предусматривает осуществление профилактической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных различий в физическом и психическом развитии детей.

Принцип системности: достижение цели обеспечивается решением комплекса задач с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении
требований и увеличении оптимальной физической нагрузки.
Принцип научности лежит в основе всех оздоровительных технологий.
Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию
двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
1.8. Планируемые результаты освоения Программы
Предметные результаты:
 Знать основы спортивной терминологии по спортивным играм, спортивной гимнастике;
 Знать технику безопасности, применяемую на занятиях;
Метапредметные результаты:
 Знать историю возникновения фитбола;
 Знать правила здорового образа жизни;
Личностные:
 Уметь выполнять технику и тактику командных действий;
 Уметь использовать приёмы самостраховки на занятиях фитболаэробикой.
1.9. Цель и задачи Программы
Целью программы является содействие всестороннему гармоничному
развитию личности ребенка, укреплению здоровья, развитию двигательных
способностей, профилактике и коррекции различных заболеваний, приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
1) Оздоровительные задачи:
- Содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного
аппарата.
- Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.
- Содействовать развитию координационных способностей, функции
равновесия, вестибулярной устойчивости.
- Формировать и закреплять навык правильной осанки.
- Содействовать профилактике плоскостопия.
- Способствовать укреплению мышц пальцев, кисти и развивать мелкую
моторику рук.
- Содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем организма.

- Способствовать повышению физической работоспособности занимающихся.
- Способствовать профилактике различных заболеваний, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического состояния занимающихся.
2) Образовательные задачи
- Вооружить занимающихся знаниями о влиянии занятий фитболаэробикой на организм, понятии здорового образа жизни, правилах техники
безопасности на занятиях фитбол-аэробикой, профилактике травматизма.
- Формировать знания, умения и навыки, необходимые в разнообразных
условиях жизни, обогащать двигательный опыт.
- Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти,
внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
- Прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты).
- Формировать двигательные навыки и развивать физические способности.
3) Воспитательные задачи
- Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
- Формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных
движений.
- Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи.
- Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной
активности.
- Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной
цели.
- Содействовать формированию у детей коммуникативных умений.
- Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать
развитию интереса к занятиям физическими упражнениями, формировать потребность в них.

2. Содержательный раздел
2.1. Учебный (тематический) план
1 год обучения
№
п/п

Раздел программы

Всего
часов

Теория

Практика

Формы контроля

1. Раздел 1
Вводное занятие
2. Раздел 2
«Фитболгимнастика»
3. Раздел 3
«Фитболритмика»
4. Раздел 4
«Фитболатлетика»
5. Раздел 5
«Фитболкоррекция»
6. Раздел 6
«Фитбол-игра»

1

В процессе
занятий
В процессе
занятий

1

Беседа

8

8

В процессе
занятий

8

6

В процессе
занятий

6

6

В процессе
занятий

6

6

В процессе
занятий

6

7. Раздел 7
Итоговое занятие

1

В процессе
занятий

1

Текущий контроль,
(наблюдение, упражнения)
Текущий контроль,
(наблюдение, упражнения)
Текущий контроль,
(наблюдение, упражнения)
Текущий контроль,
(наблюдение, упражнения)
Текущий контроль
(наблюдение, игра,
упражнение)
Промежуточный
контроль (диагностика выполнения
упражнений)

Итого
№
п/п

Раздел программы

8

36
Всего
часов

1. Раздел 1
Вводное занятие

1

2. Раздел 2
«Фитболгимнастика»
3. Раздел 3
«Фитбол-

8

8

36
2 год обучения
Теория
Практика
В процессе
занятий

Формы контроля

1

Беседа

В процессе
занятий

8

В процессе
занятий

8

Текущий контроль,
(наблюдение, упражнения)
Текущий контроль,
(наблюдение, уп-

ритмика»
4. Раздел 4
«Фитболатлетика»
5. Раздел 5
«Фитболкоррекция»
6. Раздел 6
«Фитбол-игра»
7. Раздел 7
Итоговое занятие
Итого

8

В процессе
занятий

8

5

В процессе
занятий

5

5

В процессе
занятий

5

1

В процессе
занятий

1

36

ражнения)
Текущий контроль,
(наблюдение, упражнения)
Текущий контроль,
(наблюдение, упражнения)
Текущий контроль
(наблюдение, игра,
упражнение)
Промежуточный
контроль (диагностика выполнения
упражнений)

36
2.2. Содержание тем

1 год обучения
2.2.1. Вводное занятие. Путешествие в мир фитбола – (1 ч.)
Понятие фитбол-аэробика. Вводный инструктаж по технике безопасности.
2.2.2. Фитбол-гимнастика (8 ч.)
Строевые упражнения.
Построение в шеренгу и колонну по сигналу.
Повороты направо, налево по распоряжению. Строевые приёмы «Становись!»,
«Разойдись!» Перестроение из одной шеренги в несколько по образному расчету и ориентирам. Размыкание по ориентирам. Перестроение из одной колонны в две и три по выбранным водящим. Ходьба по диагонали.
Общеразвивающие упражнения.
Общеразвивающие упражнения, сидя на мяче (ноги врозь), без
предметов: основные движения согнутых и прямых рук, ног, туловища,
комбинированные упражнения; прыжки, бег.
Общеразвивающие упражнения с фитболом: ОРУ с мячом в руках,
перекаты, броски, ловля, отбивание мяча от пола.
Общеразвивающие упражнения, сидя на мяче, с предметами: с
платочками, ленточками, мягкими игрушками.
Прыжковые упражнения: прыжки на месте (на двух, на одной; ноги
врозь - вместе).
Упражнения в равновесии. Равновесие в положении сидя на мяче ноги
вместе. Равновесие в стойке на одной ноге с опорой коленом другой о мяч.
Акробатические упражнения. Группировка в положении лежа. Перекаты
вправо, влево.
Упражнения направленные на развитие гибкости и подвижности
суставов. Игровой стретчинг. Упражнения на растягивания.

Базовые упражнения фитбол-аэробики. Основные исходные положения:
сед на мяче; лежа животом на мяче; упор стоя животом на мяче; упор стоя на
мяче.
Пружинные движения: сидя на мяче (медленно и быстро).
Перекаты и переходы: из положения сидя на мяче в положение стоя,
придерживая мяч рукой; из упора присев, руки на мяче, в положение лежа
животом на мяче.
Комплексы упражнений: «Кукшечка», «Людоед», «Ушастый нянь»,
«Весёлый мячик».
2.2.3 «Фитбол-ритмика» (8 ч.)
Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.
Ходьба на каждый счет и через счет. Хлопки и удары ногой на сильные и
слабые доли такта. Сочетание ходьбы с хлопками. Выполнение хлопков с
различным ритмическим рисунком. Ходьба, бег и ОРУ в различном темпе.
Основы хореографии. Танцевальные позиции рук: подготовительная,
первая, вторая, третья; перевод рук из одной позиции в другую.
Танцевальные шаги. Шаг на носках, с носка (с мячом в руках). Сидя на
мяче «Елочка» (одной с двумя ногами)
Ритмические танцы. Танцы в парах и индивидуальные: «Танец сидя»,
«Танец утят», «Кузнечик».
Базовые шаги фитбол-аэробики и их связки. March
(марш);
steptouch(приставной шаг) вперёд, назад, вправо, влево; knee up(подъём колена);
jumping jack(прыжок ноги врозь-вместе); lunge(выпад); jog(бег).
Комплексы упражнений. «Капельки», «Две подружки»
2.2.4 «Фитбол-атлетика»(6 ч.)
Упражнения, направленные на развитие силы. Упражнения для мышц
спины, брюшного пресса, ног(передняя поверхность бедра), рук и грудных
мышц.
Упражнения, направленные на развитие выносливости. Пружинные
покачивания в положении сидя на мяче. Прыжки на месте: на двух, на одной
ноге; ноги врозь – ноги вместе.
Комплексы упражнений фитбол – аэробики. «Ням-ням», «Мама – квочка»
2.2.5 «Фитбол-коррекция» (6 ч)
Упражнения на формирование правильной осанки. Упражнения
для
создания представления и формирование правильной осанки. Комплексы ОРУ
сидя на фитболе. Комплексы упражнений на укрепление мышц спины.
Упражнения для профилактики плоскостопия. Ходьба на носках и
пятках с мячом в руках. Сидя на мяче разведение и сведение носков, пяток и
др.
Упражнения для укрепления пальцев рук и развитие мелкой моторики.
Упражнения пальчиковой гимнастики: упражнения с речитативами (стихи,
сказки, игры) сидя на мяче.

Упражнения на дыхание, расслабление и релаксацию.
Свободное
раскачивание руками при поворотах туловища. Расслабление рук, шеи,
туловища в положении сидя на мяче. Встряхивающие движения, Элементы
самомассажа.
Комплексы упражнений фитбол-аэробики. «Белорусска», «На болоте»,
«Волшебный цветок»
2.2.6 Фитбол-игра (6 ч.)
Творческие и игровые задания.
Упражнения типа задания в ходьбе и
беге, по звуковому, зрительному сигналу. Творческие задания: «Ай да я!»,
«Танец в образе».
Музыкально-подвижные игры.
«Наши дети», «День и ночь»,
«Автомобили», «Зима и лето», музыкально – подвижные игры по ритмике с
использованием строевых и общеразвивающих упражнений.
Эстафеты. Передача и перекаты мяча в шеренгах, колоннах. Бег с
перекатами мяча двумя или одной рукой.
Сюжетные занятия.
«Мой весёлый звонкий мяч», «Звёзды фитбола».
2.2.7 Итоговое занятие (1 ч.)
Практика. Промежуточный контроль: диагностика выполняемых упражнений
2 год обучения
2.2.1. Вводное занятие (1 ч.)
Понятие фитбол-аэробика. Вводный инструктаж по технике безопасности.
2.2.2. Фитбол-гимнастика (8 ч.)
Строевые упражнения. Строевые приёмы: «Становись!», «Разойдись!», повороты направо, налево при шаге на месте переступанием. Походный шаг на
месте ив движении. Построение в шеренгу, колонну, круг. Перестроение
врассыпную, в шеренги и колонны по ориентирам или выбранным водящим.
Передвижения по кругу, в обход (шагом и бегом) с различными видами
фигурной маршировки, за педагогом. Размыкание на вытянутые руки вперёд, в
стороны.
По мере освоения все строевые упражнения можно выполнять с мячом в
руках (или на голове).
Общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения, сидя
на мяче, без предметов: основные движения рук, ног, туловища,
комбинированные упражнения; прыжки, бег.
Общеразвивающие упражнения с фитболом: ОРУ с мячом в руках,
перекаты, броски, ловля, отбивание мяча от пола индивидуально ив парах.
Общеразвивающие упражнения, сидя на мяче, с предметами: с
платочками, ленточками.
Прыжковые упражнения: прыжки на месте: на двух, на одной; ноги
врозь-ноги вместе и с продвижением (вперёд-назад, вправо-влево).
Упражнения в равновесии. Равновесие в стойке на одной ноге с опорой
коленом другой о мяч, руки в стороны. Равновесие в стойке на одной ноге,

другая согнута вперёд, мяч на голове. Равновесие в положении сидя на мяче, с
захватом его ногами, руки в стороны.
Акробатические упражнения. Группировки в приседе, седе.
Упражнения направленные на развитие гибкости и подвижности
суставов. Суставная гимнастика. Статические и динамические упражнения на
растягивание.
Базовые упражнения фитбол-аэробики. Основные
исходные
положения: сед на мяче, ноги вместе; лежа спиной на мяче; лежа животом на
мяче; упор лежа бедрами на мяче; лежа боком на мяче; упор боком на мяче,
упор стоя животом на мяче.
Пружинные движения: сидя на мяче (медленно и быстро).
Перекаты и переходы: из упора присев, руки на мяче, в упор лежа
животом на мяче; из положения сидя на мяче в положение лежа спиной на
мяче.
Комплексы упражнений: «Часики», «Ку-ку», «Песня о разных языках»,
«Ладошка», «Фея моря»
2.2.3 «Фитбол-ритмика» (8 ч.)
Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.
Хлопки, хлопки по мячу, притопы на каждый счёт и через счёт. Выполнение
игровых заданий на определение ритмического рисунка.
Основы хореографии. Танцевальные позиции ног: первая, вторая,
третья. Стоя спиной к опоре: полуприседы; подъёмы на носки; выставление
ноги вперёд на носок, в сторону на носок; поднимание согнутой и прямой
ноги вперёд, в сторону.
Танцевальные шаги. Сидя на мяче «гармошка», «ковырялочка», «шаг
с притопом», «перекатный шаг».
Ритмические танцы. Танцы в парах и индивидуальные: «Автостоп в
парах», «Большая стирка».
Базовые шаги фитбол-аэробики и их связки. Knee up (подъём колена);
lunge (выпад), jog (бег).
Комплексы упражнений. «Ладушки», «Спляшем, Ваня!»
2.2.4 «Фитбол-атлетика»(8 ч.)
Упражнения, направленные на развитие силы. Упражнения для мышц
спины, брюшного пресса, ног (передняя поверхность бедра), рук и грудных
мышц.
Упражнения, направленные на развитие выносливости. Прыжки на
месте: на двух, на одной ноге; ноги врозь – ноги вместе. Прыжки с
продвижением вперед – назад, вправо – влево.
Комплексы упражнений фитбол – аэробики. «Бегемот», «Ква - ква»,
«Силачи».
2.2.5 «Фитбол-коррекция» (5 ч)
Упражнения на формирование правильной осанки. Комплексы ОРУ стоя
у опоры. Упражнения с мячом на голове. Комплексы упражнений на

укрепление различных мышечных групп в различных исходных положениях
(лёжа на полу, сидя, с мячом в руках, с мячом в ногах).
Упражнения для профилактики плоскостопия. Сидя на мяче и сидя на
полу (стопы на мяче): «гармошка», «ёлочка» и др.
Упражнения для укрепления пальцев рук и развитие мелкой моторики.
Пальчиковой гимнастики: упражнения с речитативами сидя на мяче.
Упражнения на дыхание, расслабление и релаксацию. Посегментное
расслабление. Поглаживание, растирание, похлопывание рук, ног, туловища
(само-массаж). Дыхательные упражнения.
Комплексы упражнений фитбол-аэробики. «Цапля», «Марыся»,
«Кикимора», «Мотылёк»
2.2.6 Фитбол-игра (5 ч.)
Творческие и игровые задания. Упражнения типа задания в ходьбе и
беге, по звуковому, зрительному сигналу. Творческие задания: «Танец загадка», «Танец в кругу».
Музыкально-подвижные игры.
«Второй лишний», «Припев куплет», «Угадай мелодию», «Дырявая луна», «Пятнашки», «Дракон»
Эстафеты. Передача и перекаты мяча в шеренгах, колоннах. Бег с
мячом в руках.
Сюжетные занятия.
«В гости к морской фее», «Путешествие в Играй
- город».
2.2.7 Итоговое занятие (1 ч.)
Практика. Промежуточный контроль: диагностика выполняемых упражнений
2.3. Требования к уровню подготовленности занимающихся
1 год обучения
Дети должны знать:
- назначение спортивного зала и правила поведения в нем;
- свойства и функции мяча;
- причины травматизма и правила безопасности на занятиях фитболаэробикой, самостраховку;
- основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями.
Дети должны уметь:
- выполнять правила техники безопасности на занятиях фитбол-аэробикой;
- выполнять комплексы упражнений программы по фитбол-аэробики первого
года обучения: «Капельки», «Кукушечка», «Людоед», «Ушастый нянь»и др.
- иметь небольшой двигательный запас общеразвивающих и танцевальных упражнений;
- выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой.
2 год обучения: (6-8лет)
Дети должны знать
- влияние занятий фитбол-аэробика на организм;

- понятие осанки, профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Дети должны уметь:
- владеть приемами самостраховки;
- выполнять комплексы упражнений программы по фитбол-аэробики второго
года обучения: «Часики», «Ку-ку», «Песня о разных языках», «Ладошка»,
«Фея моря», «Бегемот», «Ква - ква», «Силачи», «Цапля», «Марыся»,
«Кикимора», «Мотылёк»;
- выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и
профилактики плоскостопия;
- выполнять ритмические танцы и творческие задания на импровизацию
движений.
2.4. Календарный учебный график
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни

9

Окончание учебного года

36
36
1
36
15
21
7 сентября
31 декабря –
8 января
31 мая

3. Организационный раздел
3.1.Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение соответствует возрастным в озможностям детей и содержанию дополнительной образовательной программы
«Танцы на мячах»:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- правилам пожарной безопасности;
В
физкультурном зале имеются снаряды и
игрушки, которые предназначены, для наиболее эффективной организации занятий:
- Фитбол мяч – 20 шт.
- Флажки разноцветные – 60 шт.
- Мячи резиновые (различного диаметра) – по 20 шт.
- Комплект мячей-массажеров (4 мяча различного диаметра) - 10 шт.
- Мат гимнастический 2,0×1,0×0,1м цветной (искусственная кожа) -4 шт.
- Коврик гимнастический – 20 шт.
- Музыкальный центр, подборка музыки на диске или флэш-карте.
3.2. Кадровое обеспечение
Педагог, организующий образовательный процесс по данной программе
должен иметь педагогическое образование.
3.3. Методическое обеспечение программы
№
п/п
1

2

Название
Формы
раздела,
занятий
темы
Вводное за- Беседа
нятие

Научить
выполнению
комплекса ОРУ
с использованием
фитбола в
едином для

Беседа;
Игровые,
практические
занятия

Приёмы и
методы

Дидактический материал, техническое оснащение
НаглядВидеодиски с фрагменный, сло- тами
фитболвесный
гимнастики, проектор,
экран;
музыкальный
центр, аудиодиски, инструкции по технике
безопасности,
мячи
фитбол.
НаглядВидеодиски с фрагменный, сло- тами
фитболвесный,
гимнастики, проектор,
игровой,
экран;
музыкальный
репродук- центр, флешка, мячи
тивный
фитбол.

Формы
подведения
итогов
Текущий
контроль
(собеседование)

Текущий
контроль
(наблюдение, игра,
упражнения)

3

4

5

всей группы
темпе.
Выполнение упражнений
на
растягивание с использованием фитбола.
Выполнение упражнений
в
расслаблении мышц
на фитболе.
Итоги года

Беседа;
Игровые,
практические
занятия.

Наглядный, словесный,
игровой,
репродуктивный.

Видеодиски с фрагментами
фитболгимнастики, проектор,
экран,
музыкальный
центр, флешка, мячи
фитбол.

Наглядный, словесный,
игровой,
репродуктивный.
СамоРепродукстоятель- тивный,
ная рабо- творчета.
ский.

Видеодиски с фрагментами фитбол гимнастики, проектор, экран, музыкальный центр, аудиодиски, мячи фитбол.

Беседа;
Игровые,
практические
занятия.

Текущий
контроль
(наблюдение, игра,
упражнения)

Текущий
контроль
(наблюдение, игра,
упражнения)
Музыкальный
центр, Промежуаудиодиски, мячи фит- точный
бол.
контроль
(диагностика выполнения упражнений)

3.4. Оценка эффективности занятий фитбол – аэробикой
Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за
детьми во время образовательной деятельности:
вводный – первые две недели обучения, где определяются стартовые
возможности детей,
итоговый – в последние две недели, где выявляется уровень сформированности умений и навыков.
Для контроля знаний детей и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
проведение открытых компонентов непосредственно образовательной
деятельности для родителей; проведение развлечений.
Для оценки психомоторного развития дошкольников в практике используются следующие диагностические методики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич. Они просты в применении, информативны по содержанию и статистически достоверны. Критерии оценки выполнения:
3 балла – правильнее выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;

2 балла – неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные
изолированные движения, но навык не автоматизирован.
1 балл – ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;
0 балл – отказ от выполнения движения.
Задания для детей 5-6 лет
А — пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы
расположены по прямой линии, руки — вдоль туловища. Необходимо сохранить заданную позу (устоять на носках) с закрытыми глазами. Для детей этого
возраста норма 15 сек.
В — ребенку предлагается сделать прыжок с двух ног на расстояние 30 см
вперед, а затем спиной назад. Оценивается точность приземления на две ноги
одновременно и«свобода» совершаемого движения.
С — ребенок должен поразить мячом цель размером 25x25 см с расстояния 1,5
м (диаметр мяча 8 см). Оценивается выполнение для каждой руки отдельно.
D — ребенку предлагается скатать шарики из листа папиросной бумаги размером 5x5 см, рука вытянута вперед (помощь другой рукой отсутствует). Для
ведущей руки норма 15 сек., для второй — 20 сек.
Задания для детей 6-7 лет
А — в течение 10 сек. ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена к колену и отведена под прямым углом. После 30секундного отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу.
В — ребенку предлагается по команде быстро, без помощи рук, сесть потурецки, затем встать.
С —- ребенок должен преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге,
продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см.
D — ребенку предлагается разложить 36 игральных карт (или им подобных)
одной рукой на 4 кучки. Нормой для ведущей руки считается 35 сек., для второй — 45 сек.
Сформированность основных движений детей оценивается согласно
возрастным нормам, сформулированным в типовой программе обучения и
воспитания в детском саду.
Все полученные данные фиксируются педагогами группы в начале года
(Н) и в конце года (К) согласно формы, представленной в приложение.

Список литературы
Для педагога:
Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981,-96 с.,
ил.
Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. - М.:
Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. – 176 с.: ил.
Грядкина Т.С.Образовательная область "Физическое развитие". Методический комплект программы "Детство" (с 3 до 7 лет). Разработано в соответствии с ФГОС. – СПб «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016, 144 с.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для
воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1988,-143с., ил.
Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол – аэробика для дошкольников
«Танцы на мячах». Парциальная программа.- СПб «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,
2016
Сивачева Л.Н. Физкультура – это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием. - СПб «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001
Для обучающихся и родителей:
Иллюстративный материал.
Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр».
Н.М. Соломенникова, Т. Н. Машина «Формирование двигательной сферы у
детей 3 – 7 лет. Фитбол – гимнастика».
Интернет – ресурсы:
1. http://doshkolnik.ru/
2. http://www.neboleem.net/fitbol.php
3. https://azbyka.ru/deti/fitbol-gimnastika

Приложение
Диагностика двигательного развития
Ф.и. ре- Психомоторное разбенка
витие
А
В
С
н к н к н к
1.
2.
3.
4.
5.
Примечание:

Сформированность основных движений
1
н

к

2
Н

К

3
н

к

4
Н

к

5
н

к

6
н

к

А- пробы на статическую координацию и статическую выносливость;
В – пробы на динамическую координацию и способность согласовывать отдельно взятые изолированные движения в единый целый двигательный комплекс;
С – пробы на зрительно- моторную координацию и точность выполнения
движений и умение согласовывать двигательный акт с внешним пространством при ведущей роли зрения.
Под номерами таблице оценка основных движений в соответствии с реальным
возрастом ребенка:
1 – ходьба, 2 – бег, 3 – прыжки, 4 – ползание, лазание, 5 - равновесие, 6 – катание, бросание, ловля, метание.
Н – начало года, К – конец года.
По результатам диагностики определяется уровень психомоторного развития
группы, выявляются наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительно-моторной или тонко дифференцированной координации и
осуществляется планирование и построение коррекционного курса занятий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».