Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурной направленности «Танцы на мячах» (возраст обучающихся: 5-8 лет) Срок реализации: 2 года Автор – составитель: Герстенбергер Ирина Сергеевна инструктор по физической культуре г. Карпинск 2022 г. Оглавление 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................... 3 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................ 3 1.2. НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ ..................................................................... 4 1.3. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ ......................................................................... 4 1.4. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ .............................................. 4 1.5. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ .......................................................................... 5 1.6. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ...................... 5 1.7.УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ....................................................................... 6 1.8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ .................................... 9 1.9. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ............................................................................ 9 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ .............................................................................. 11 2.1. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН .................................................................. 11 2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ........................................................................................... 12 2.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ................. 16 2.4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК................................................................... 17 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .............................................................................. 18 3.1.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ................................................ 18 3.2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ................................................................................ 18 3.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.................................................. 18 3.4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИТБОЛ – АЭРОБИКОЙ .......................... 19 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................ 21 ПРИЛОЖЕНИЕ ......................................................................................................... 22 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцы на мячах» (далее Программа) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №1 «Ладушки» физкультурной направленности. Программа разработана в соответствии с Нормативными правовыми документами. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020 г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Устав МАДОУ №1 «Ладушки». В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно профилактической направленностью на занятиях с детьми разного возраста. В большинстве случаев это различные направления фитнеса и оздоровительных видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг и многое другое. В то же время, несмотря на агитацию и пропаганду в СМИ здорового образа жизни и занятий физической культурой для подрастающего поколения, они еще не стали достаточно значимыми и жизненно необходимыми каждому человеку. Исследования ученых показывают, что состояние здоровья населения, а особенно детей и подростков, катастрофически ухудшается. С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно - сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания и пр. Снижается сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям. В связи с этим все актуальней становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека, и прежде всего подрастающего поколения. Фитбол-аэробика является одним из современных направлений оздоровительной аэробики с использованием больших гимнастических мячей — фитболов. Упражнения на мячах доступны всем, независимо от возраста и состояния здоровья. По своему оздоровительному воздействию на организм занимающихся они уникальны благодаря, прежде всего свойствам самого мяча. Эффективность занятий фитбол-аэробикой объясняется комплексным воздействием. На занятиях могут одновременно решаться сразу несколько задач: развитие двигательных, музыкально-ритмических, творческих способностей, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, повышение физической подготовленности, регулирование психоэмоционального состояния, укрепление здоровья и др. 1.2. Направленность программы Предлагаемая программа имеет физкультурно – оздоровительную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей. Обучение по данной программе создаёт необходимый двигательный режим, положительный психологический и эмоциональный настрой, а также способствует укреплению здоровья ребёнка, его физическому и умственному развитию, профилактике различных заболеваний и повышению интереса к занятиям. 1.3. Актуальность программы Данная программа разработана с целью сохранения и укрепления физического, психического, социального здоровья и повышение уровня физической дееспособности занимающихся. Программа по фитбол-аэробке «Танцы на мечах» содействует всестороннему гармоничному развитию личности ребёнка, укреплению здоровья, профилактике и коррекции различных заболеваний и приобщает к здоровому образу жизни. 1.4. Отличительные особенности программы Отличительная особенность дополнительной общеразвивающей программы «Танцы на мечах» состоит в её практической значимости: занятия по данной программе способствуют эффективному развитию двигательных, музыкально-ритмических, творческих способностей, профилактике нарушений и коррекции осанки, плоскостопия, повышают уровень физической подготовленности занимающихся и интерес к занятиям физическими упражнениями. По своим свойствам мяч многофункционален и в комплексах упражнений программного материала может использоваться как предмет, тренажер, опора и т.д. Благодаря этому на занятиях фитбол - аэробикой можно комплексно решать несколько задач. Практически, это единственный вид гимнастики, где при выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, слуховой, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий. Методическая основа Программы – деятельный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей. Новизна программы заключается в том, что она включает новое направление в здоровьесберегающей технологии – оздоровительную аэробику, в основе которой лежат двигательные действия, поддерживающие на определенном уровне работу сердечно - сосудистой, дыхательной, мышечной систем организма и опорно-двигательного аппарата. Программа составлена на основе парциальной программы фитбол – аэробика «Танцы на мячах» А.Г. Сайкиной, С.В. Кузьминой. 1.5. Возрастные особенности Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 5 до 8 лет. Возрастной период от 5 до 8 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7—10 см. Средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела 17—18 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц 200,0 г, а роста — 0,5 см. Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом показатели сохранения устойчивого равновесия у ребенка улучшаются. Благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой (занятия, игровые упражнения, подвижные игры) упражнения по технике движений дети шестилетнего возраста выполняют более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию воспитателя, т. е. менять темп. Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 5 до 8 лет называют «возрастом двигательной расточительности». 1.6. Сроки реализации программы, объем учебного времени Программа рассчитана на детей старшей и подготовительной к школе групп (дети 5 – 8 лет). Курс предназначен на два года обучения в условиях дошкольного образовательного учреждения. Объём программы составляет 72 часа: 1 год обучения -36 часов; 2 год обучения- 36 часов Продолжительность одного академического часа: - 1 год обучения –25 минут - 2 год обучения – 30 минут. Перерыв между занятиями – 10 мин. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Рекомендуемый минимальный состав группы – от 8 человек не более 20 человек. Общее количество часов в неделю Возрастные группы Количество Количество Количество занятий занятий занятий в неделю в месяц в год 1 год обучения (5-6 лет) 2 год обучения (6-8 лет) 1 1 4 4 36 36 Занятия подразделяются на 3 части: подготовительную, основную, и заключительную. В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки. Она включает различные виды ходьбы, бега, прыжков, ползания, музыкально-ритмические движения. Используются гимнастические палки, спортивные мячи и другие спортивные снаряды. В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. В связи с этим во время занятия должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. В этой части занятия используются и.п.: лежа животом на мяче, лежа спиной на мяче, лежа боком на мяче, а также лежа на полу мяч под ногами, прыжки на мяче с продвижением вперед, перекаты на животе на мяче. Упражнения, выполняемые в данных исходных положениях – позволяют развивать и постепенно увеличивать силовую выносливость мышц, укрепит координацию движений; повысить неспецифические защитные силы организма. Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма. Проводится в и.п.: сидя на мяче – это дыхательные упражнения на релаксацию в сопровождения медленной музыки, ходьба и бег вокруг мячей, упражнения на дыхание, на релаксацию на мяче и другие. 1.7.Уровни освоения программы 1) 1 год обучения Высокий уровень. Уверенно, с хорошей амплитудой выполняет упражнения. Способен самостоятельно организовать игру. Самооценивает и контролирует других детей. Средний уровень. Без усилий выполняет упражнения. Может замечать свои ошибки в технике выполнений. Самостоятельно игры не организовывает. Низкий уровень. Не замечает ошибок в технике выполнения. С интересом включается в игру, но нарушает правила в подвижных играх. Интерес к освоению новых упражнений неустойчив. 2) 2 год обучения Высокий уровень. Самостоятельно организовывает игру. Равновесие устойчивое. Упражнения выполняет с хорошей амплитудой, выразительно. Средний уровень. Устойчивое равновесие сохранят. Оценивает выполнение упражнений другими детьми, проявляет интерес к новым упражнениям. Низкий уровень. Слабо контролирует технику выполнения. Допускает нарушения в играх. Без усилия и интереса осваивает новые упражнения. По результатам диагностики определяется уровень физической подготовленности и психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительно-моторной или тонко дифференцированной координации и осуществляется планирование и построение системы занятий. Формы организации работы групповая, индивидуально-групповая. Методы и приемы, используемые в занятии: Игровой метод - «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе. В раздел входят строевые, общеразвивающие, дыхательные упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки. «Пальчиковая гимнастика» на фитболах служит для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. «Имитационные упражнения и подвижные игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий. «Игры – путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь. Ведущей формой проведения совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста является игровая форма с использованием таких методов, как: наглядный метод: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитация (подражание), зрительные и звуковые ориентиры. словесный метод: название упражнений, описание, объяснения, указания, команды и другие; практический метод: проведение совместной деятельности педагога и детей в игровой (подвижные игры), соревновательной форме или в форме тренировки. Уровень освоения Программы демонстрируется на открытых занятиях для родителей, в конце учебного года на открытых занятиях для педагогов, в форме выступления на спортивных и музыкальных праздниках и досугах. Программа базируется на основных принципах: Принцип сознательности основополагающий принцип обучения движениям. Он предполагает понимание ребёнком сути того или иного движения, которое он производит. Приучает к самостоятельности и повышает интерес к занятиям; Принцип систематичности, главная особенность которого непрерывность и планомерность. Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала; Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. Только в результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы; Принцип от простого к сложному способствует постепенному повышению требований до уровня адекватного возросшим возможностям организма; Принцип рассеянной мышечной нагрузки. Работа одной группы мышц сменяется другой, что способствует предупреждению переутомления; Принцип наглядности. Суть принципа заключается в создании у ребёнка, с помощью различных органов чувств, представления о движении. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в регулировании движения, можно говорить о зрительной, слуховой, тактильно-мышечной наглядности; Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной профилактической работы. Принцип доступности предусматривает осуществление профилактической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных различий в физическом и психическом развитии детей. Принцип системности: достижение цели обеспечивается решением комплекса задач с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований и увеличении оптимальной физической нагрузки. Принцип научности лежит в основе всех оздоровительных технологий. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма. 1.8. Планируемые результаты освоения Программы Предметные результаты: Знать основы спортивной терминологии по спортивным играм, спортивной гимнастике; Знать технику безопасности, применяемую на занятиях; Метапредметные результаты: Знать историю возникновения фитбола; Знать правила здорового образа жизни; Личностные: Уметь выполнять технику и тактику командных действий; Уметь использовать приёмы самостраховки на занятиях фитболаэробикой. 1.9. Цель и задачи Программы Целью программы является содействие всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, профилактике и коррекции различных заболеваний, приобщение к здоровому образу жизни. Задачи программы: 1) Оздоровительные задачи: - Содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата. - Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту. - Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости. - Формировать и закреплять навык правильной осанки. - Содействовать профилактике плоскостопия. - Способствовать укреплению мышц пальцев, кисти и развивать мелкую моторику рук. - Содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем организма. - Способствовать повышению физической работоспособности занимающихся. - Способствовать профилактике различных заболеваний, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического состояния занимающихся. 2) Образовательные задачи - Вооружить занимающихся знаниями о влиянии занятий фитболаэробикой на организм, понятии здорового образа жизни, правилах техники безопасности на занятиях фитбол-аэробикой, профилактике травматизма. - Формировать знания, умения и навыки, необходимые в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт. - Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой. - Прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты). - Формировать двигательные навыки и развивать физические способности. 3) Воспитательные задачи - Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях. - Формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений. - Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи. - Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности. - Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели. - Содействовать формированию у детей коммуникативных умений. - Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать развитию интереса к занятиям физическими упражнениями, формировать потребность в них. 2. Содержательный раздел 2.1. Учебный (тематический) план 1 год обучения № п/п Раздел программы Всего часов Теория Практика Формы контроля 1. Раздел 1 Вводное занятие 2. Раздел 2 «Фитболгимнастика» 3. Раздел 3 «Фитболритмика» 4. Раздел 4 «Фитболатлетика» 5. Раздел 5 «Фитболкоррекция» 6. Раздел 6 «Фитбол-игра» 1 В процессе занятий В процессе занятий 1 Беседа 8 8 В процессе занятий 8 6 В процессе занятий 6 6 В процессе занятий 6 6 В процессе занятий 6 7. Раздел 7 Итоговое занятие 1 В процессе занятий 1 Текущий контроль, (наблюдение, упражнения) Текущий контроль, (наблюдение, упражнения) Текущий контроль, (наблюдение, упражнения) Текущий контроль, (наблюдение, упражнения) Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнение) Промежуточный контроль (диагностика выполнения упражнений) Итого № п/п Раздел программы 8 36 Всего часов 1. Раздел 1 Вводное занятие 1 2. Раздел 2 «Фитболгимнастика» 3. Раздел 3 «Фитбол- 8 8 36 2 год обучения Теория Практика В процессе занятий Формы контроля 1 Беседа В процессе занятий 8 В процессе занятий 8 Текущий контроль, (наблюдение, упражнения) Текущий контроль, (наблюдение, уп- ритмика» 4. Раздел 4 «Фитболатлетика» 5. Раздел 5 «Фитболкоррекция» 6. Раздел 6 «Фитбол-игра» 7. Раздел 7 Итоговое занятие Итого 8 В процессе занятий 8 5 В процессе занятий 5 5 В процессе занятий 5 1 В процессе занятий 1 36 ражнения) Текущий контроль, (наблюдение, упражнения) Текущий контроль, (наблюдение, упражнения) Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнение) Промежуточный контроль (диагностика выполнения упражнений) 36 2.2. Содержание тем 1 год обучения 2.2.1. Вводное занятие. Путешествие в мир фитбола – (1 ч.) Понятие фитбол-аэробика. Вводный инструктаж по технике безопасности. 2.2.2. Фитбол-гимнастика (8 ч.) Строевые упражнения. Построение в шеренгу и колонну по сигналу. Повороты направо, налево по распоряжению. Строевые приёмы «Становись!», «Разойдись!» Перестроение из одной шеренги в несколько по образному расчету и ориентирам. Размыкание по ориентирам. Перестроение из одной колонны в две и три по выбранным водящим. Ходьба по диагонали. Общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения, сидя на мяче (ноги врозь), без предметов: основные движения согнутых и прямых рук, ног, туловища, комбинированные упражнения; прыжки, бег. Общеразвивающие упражнения с фитболом: ОРУ с мячом в руках, перекаты, броски, ловля, отбивание мяча от пола. Общеразвивающие упражнения, сидя на мяче, с предметами: с платочками, ленточками, мягкими игрушками. Прыжковые упражнения: прыжки на месте (на двух, на одной; ноги врозь - вместе). Упражнения в равновесии. Равновесие в положении сидя на мяче ноги вместе. Равновесие в стойке на одной ноге с опорой коленом другой о мяч. Акробатические упражнения. Группировка в положении лежа. Перекаты вправо, влево. Упражнения направленные на развитие гибкости и подвижности суставов. Игровой стретчинг. Упражнения на растягивания. Базовые упражнения фитбол-аэробики. Основные исходные положения: сед на мяче; лежа животом на мяче; упор стоя животом на мяче; упор стоя на мяче. Пружинные движения: сидя на мяче (медленно и быстро). Перекаты и переходы: из положения сидя на мяче в положение стоя, придерживая мяч рукой; из упора присев, руки на мяче, в положение лежа животом на мяче. Комплексы упражнений: «Кукшечка», «Людоед», «Ушастый нянь», «Весёлый мячик». 2.2.3 «Фитбол-ритмика» (8 ч.) Специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Ходьба на каждый счет и через счет. Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта. Сочетание ходьбы с хлопками. Выполнение хлопков с различным ритмическим рисунком. Ходьба, бег и ОРУ в различном темпе. Основы хореографии. Танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья; перевод рук из одной позиции в другую. Танцевальные шаги. Шаг на носках, с носка (с мячом в руках). Сидя на мяче «Елочка» (одной с двумя ногами) Ритмические танцы. Танцы в парах и индивидуальные: «Танец сидя», «Танец утят», «Кузнечик». Базовые шаги фитбол-аэробики и их связки. March (марш); steptouch(приставной шаг) вперёд, назад, вправо, влево; knee up(подъём колена); jumping jack(прыжок ноги врозь-вместе); lunge(выпад); jog(бег). Комплексы упражнений. «Капельки», «Две подружки» 2.2.4 «Фитбол-атлетика»(6 ч.) Упражнения, направленные на развитие силы. Упражнения для мышц спины, брюшного пресса, ног(передняя поверхность бедра), рук и грудных мышц. Упражнения, направленные на развитие выносливости. Пружинные покачивания в положении сидя на мяче. Прыжки на месте: на двух, на одной ноге; ноги врозь – ноги вместе. Комплексы упражнений фитбол – аэробики. «Ням-ням», «Мама – квочка» 2.2.5 «Фитбол-коррекция» (6 ч) Упражнения на формирование правильной осанки. Упражнения для создания представления и формирование правильной осанки. Комплексы ОРУ сидя на фитболе. Комплексы упражнений на укрепление мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия. Ходьба на носках и пятках с мячом в руках. Сидя на мяче разведение и сведение носков, пяток и др. Упражнения для укрепления пальцев рук и развитие мелкой моторики. Упражнения пальчиковой гимнастики: упражнения с речитативами (стихи, сказки, игры) сидя на мяче. Упражнения на дыхание, расслабление и релаксацию. Свободное раскачивание руками при поворотах туловища. Расслабление рук, шеи, туловища в положении сидя на мяче. Встряхивающие движения, Элементы самомассажа. Комплексы упражнений фитбол-аэробики. «Белорусска», «На болоте», «Волшебный цветок» 2.2.6 Фитбол-игра (6 ч.) Творческие и игровые задания. Упражнения типа задания в ходьбе и беге, по звуковому, зрительному сигналу. Творческие задания: «Ай да я!», «Танец в образе». Музыкально-подвижные игры. «Наши дети», «День и ночь», «Автомобили», «Зима и лето», музыкально – подвижные игры по ритмике с использованием строевых и общеразвивающих упражнений. Эстафеты. Передача и перекаты мяча в шеренгах, колоннах. Бег с перекатами мяча двумя или одной рукой. Сюжетные занятия. «Мой весёлый звонкий мяч», «Звёзды фитбола». 2.2.7 Итоговое занятие (1 ч.) Практика. Промежуточный контроль: диагностика выполняемых упражнений 2 год обучения 2.2.1. Вводное занятие (1 ч.) Понятие фитбол-аэробика. Вводный инструктаж по технике безопасности. 2.2.2. Фитбол-гимнастика (8 ч.) Строевые упражнения. Строевые приёмы: «Становись!», «Разойдись!», повороты направо, налево при шаге на месте переступанием. Походный шаг на месте ив движении. Построение в шеренгу, колонну, круг. Перестроение врассыпную, в шеренги и колонны по ориентирам или выбранным водящим. Передвижения по кругу, в обход (шагом и бегом) с различными видами фигурной маршировки, за педагогом. Размыкание на вытянутые руки вперёд, в стороны. По мере освоения все строевые упражнения можно выполнять с мячом в руках (или на голове). Общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения, сидя на мяче, без предметов: основные движения рук, ног, туловища, комбинированные упражнения; прыжки, бег. Общеразвивающие упражнения с фитболом: ОРУ с мячом в руках, перекаты, броски, ловля, отбивание мяча от пола индивидуально ив парах. Общеразвивающие упражнения, сидя на мяче, с предметами: с платочками, ленточками. Прыжковые упражнения: прыжки на месте: на двух, на одной; ноги врозь-ноги вместе и с продвижением (вперёд-назад, вправо-влево). Упражнения в равновесии. Равновесие в стойке на одной ноге с опорой коленом другой о мяч, руки в стороны. Равновесие в стойке на одной ноге, другая согнута вперёд, мяч на голове. Равновесие в положении сидя на мяче, с захватом его ногами, руки в стороны. Акробатические упражнения. Группировки в приседе, седе. Упражнения направленные на развитие гибкости и подвижности суставов. Суставная гимнастика. Статические и динамические упражнения на растягивание. Базовые упражнения фитбол-аэробики. Основные исходные положения: сед на мяче, ноги вместе; лежа спиной на мяче; лежа животом на мяче; упор лежа бедрами на мяче; лежа боком на мяче; упор боком на мяче, упор стоя животом на мяче. Пружинные движения: сидя на мяче (медленно и быстро). Перекаты и переходы: из упора присев, руки на мяче, в упор лежа животом на мяче; из положения сидя на мяче в положение лежа спиной на мяче. Комплексы упражнений: «Часики», «Ку-ку», «Песня о разных языках», «Ладошка», «Фея моря» 2.2.3 «Фитбол-ритмика» (8 ч.) Специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Хлопки, хлопки по мячу, притопы на каждый счёт и через счёт. Выполнение игровых заданий на определение ритмического рисунка. Основы хореографии. Танцевальные позиции ног: первая, вторая, третья. Стоя спиной к опоре: полуприседы; подъёмы на носки; выставление ноги вперёд на носок, в сторону на носок; поднимание согнутой и прямой ноги вперёд, в сторону. Танцевальные шаги. Сидя на мяче «гармошка», «ковырялочка», «шаг с притопом», «перекатный шаг». Ритмические танцы. Танцы в парах и индивидуальные: «Автостоп в парах», «Большая стирка». Базовые шаги фитбол-аэробики и их связки. Knee up (подъём колена); lunge (выпад), jog (бег). Комплексы упражнений. «Ладушки», «Спляшем, Ваня!» 2.2.4 «Фитбол-атлетика»(8 ч.) Упражнения, направленные на развитие силы. Упражнения для мышц спины, брюшного пресса, ног (передняя поверхность бедра), рук и грудных мышц. Упражнения, направленные на развитие выносливости. Прыжки на месте: на двух, на одной ноге; ноги врозь – ноги вместе. Прыжки с продвижением вперед – назад, вправо – влево. Комплексы упражнений фитбол – аэробики. «Бегемот», «Ква - ква», «Силачи». 2.2.5 «Фитбол-коррекция» (5 ч) Упражнения на формирование правильной осанки. Комплексы ОРУ стоя у опоры. Упражнения с мячом на голове. Комплексы упражнений на укрепление различных мышечных групп в различных исходных положениях (лёжа на полу, сидя, с мячом в руках, с мячом в ногах). Упражнения для профилактики плоскостопия. Сидя на мяче и сидя на полу (стопы на мяче): «гармошка», «ёлочка» и др. Упражнения для укрепления пальцев рук и развитие мелкой моторики. Пальчиковой гимнастики: упражнения с речитативами сидя на мяче. Упражнения на дыхание, расслабление и релаксацию. Посегментное расслабление. Поглаживание, растирание, похлопывание рук, ног, туловища (само-массаж). Дыхательные упражнения. Комплексы упражнений фитбол-аэробики. «Цапля», «Марыся», «Кикимора», «Мотылёк» 2.2.6 Фитбол-игра (5 ч.) Творческие и игровые задания. Упражнения типа задания в ходьбе и беге, по звуковому, зрительному сигналу. Творческие задания: «Танец загадка», «Танец в кругу». Музыкально-подвижные игры. «Второй лишний», «Припев куплет», «Угадай мелодию», «Дырявая луна», «Пятнашки», «Дракон» Эстафеты. Передача и перекаты мяча в шеренгах, колоннах. Бег с мячом в руках. Сюжетные занятия. «В гости к морской фее», «Путешествие в Играй - город». 2.2.7 Итоговое занятие (1 ч.) Практика. Промежуточный контроль: диагностика выполняемых упражнений 2.3. Требования к уровню подготовленности занимающихся 1 год обучения Дети должны знать: - назначение спортивного зала и правила поведения в нем; - свойства и функции мяча; - причины травматизма и правила безопасности на занятиях фитболаэробикой, самостраховку; - основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями. Дети должны уметь: - выполнять правила техники безопасности на занятиях фитбол-аэробикой; - выполнять комплексы упражнений программы по фитбол-аэробики первого года обучения: «Капельки», «Кукушечка», «Людоед», «Ушастый нянь»и др. - иметь небольшой двигательный запас общеразвивающих и танцевальных упражнений; - выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой. 2 год обучения: (6-8лет) Дети должны знать - влияние занятий фитбол-аэробика на организм; - понятие осанки, профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Дети должны уметь: - владеть приемами самостраховки; - выполнять комплексы упражнений программы по фитбол-аэробики второго года обучения: «Часики», «Ку-ку», «Песня о разных языках», «Ладошка», «Фея моря», «Бегемот», «Ква - ква», «Силачи», «Цапля», «Марыся», «Кикимора», «Мотылёк»; - выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия; - выполнять ритмические танцы и творческие задания на импровизацию движений. 2.4. Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Выходные дни 9 Окончание учебного года 36 36 1 36 15 21 7 сентября 31 декабря – 8 января 31 мая 3. Организационный раздел 3.1.Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение соответствует возрастным в озможностям детей и содержанию дополнительной образовательной программы «Танцы на мячах»: - санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; - правилам пожарной безопасности; В физкультурном зале имеются снаряды и игрушки, которые предназначены, для наиболее эффективной организации занятий: - Фитбол мяч – 20 шт. - Флажки разноцветные – 60 шт. - Мячи резиновые (различного диаметра) – по 20 шт. - Комплект мячей-массажеров (4 мяча различного диаметра) - 10 шт. - Мат гимнастический 2,0×1,0×0,1м цветной (искусственная кожа) -4 шт. - Коврик гимнастический – 20 шт. - Музыкальный центр, подборка музыки на диске или флэш-карте. 3.2. Кадровое обеспечение Педагог, организующий образовательный процесс по данной программе должен иметь педагогическое образование. 3.3. Методическое обеспечение программы № п/п 1 2 Название Формы раздела, занятий темы Вводное за- Беседа нятие Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для Беседа; Игровые, практические занятия Приёмы и методы Дидактический материал, техническое оснащение НаглядВидеодиски с фрагменный, сло- тами фитболвесный гимнастики, проектор, экран; музыкальный центр, аудиодиски, инструкции по технике безопасности, мячи фитбол. НаглядВидеодиски с фрагменный, сло- тами фитболвесный, гимнастики, проектор, игровой, экран; музыкальный репродук- центр, флешка, мячи тивный фитбол. Формы подведения итогов Текущий контроль (собеседование) Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) 3 4 5 всей группы темпе. Выполнение упражнений на растягивание с использованием фитбола. Выполнение упражнений в расслаблении мышц на фитболе. Итоги года Беседа; Игровые, практические занятия. Наглядный, словесный, игровой, репродуктивный. Видеодиски с фрагментами фитболгимнастики, проектор, экран, музыкальный центр, флешка, мячи фитбол. Наглядный, словесный, игровой, репродуктивный. СамоРепродукстоятель- тивный, ная рабо- творчета. ский. Видеодиски с фрагментами фитбол гимнастики, проектор, экран, музыкальный центр, аудиодиски, мячи фитбол. Беседа; Игровые, практические занятия. Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) Музыкальный центр, Промежуаудиодиски, мячи фит- точный бол. контроль (диагностика выполнения упражнений) 3.4. Оценка эффективности занятий фитбол – аэробикой Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми во время образовательной деятельности: вводный – первые две недели обучения, где определяются стартовые возможности детей, итоговый – в последние две недели, где выявляется уровень сформированности умений и навыков. Для контроля знаний детей и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия: проведение открытых компонентов непосредственно образовательной деятельности для родителей; проведение развлечений. Для оценки психомоторного развития дошкольников в практике используются следующие диагностические методики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич. Они просты в применении, информативны по содержанию и статистически достоверны. Критерии оценки выполнения: 3 балла – правильнее выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован; 2 балла – неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован. 1 балл – ребенок не может выполнить задание уже на втором движении; 0 балл – отказ от выполнения движения. Задания для детей 5-6 лет А — пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки — вдоль туловища. Необходимо сохранить заданную позу (устоять на носках) с закрытыми глазами. Для детей этого возраста норма 15 сек. В — ребенку предлагается сделать прыжок с двух ног на расстояние 30 см вперед, а затем спиной назад. Оценивается точность приземления на две ноги одновременно и«свобода» совершаемого движения. С — ребенок должен поразить мячом цель размером 25x25 см с расстояния 1,5 м (диаметр мяча 8 см). Оценивается выполнение для каждой руки отдельно. D — ребенку предлагается скатать шарики из листа папиросной бумаги размером 5x5 см, рука вытянута вперед (помощь другой рукой отсутствует). Для ведущей руки норма 15 сек., для второй — 20 сек. Задания для детей 6-7 лет А — в течение 10 сек. ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена к колену и отведена под прямым углом. После 30секундного отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу. В — ребенку предлагается по команде быстро, без помощи рук, сесть потурецки, затем встать. С —- ребенок должен преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см. D — ребенку предлагается разложить 36 игральных карт (или им подобных) одной рукой на 4 кучки. Нормой для ведущей руки считается 35 сек., для второй — 45 сек. Сформированность основных движений детей оценивается согласно возрастным нормам, сформулированным в типовой программе обучения и воспитания в детском саду. Все полученные данные фиксируются педагогами группы в начале года (Н) и в конце года (К) согласно формы, представленной в приложение. Список литературы Для педагога: Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981,-96 с., ил. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. – 176 с.: ил. Грядкина Т.С.Образовательная область "Физическое развитие". Методический комплект программы "Детство" (с 3 до 7 лет). Разработано в соответствии с ФГОС. – СПб «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016, 144 с. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1988,-143с., ил. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол – аэробика для дошкольников «Танцы на мячах». Парциальная программа.- СПб «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016 Сивачева Л.Н. Физкультура – это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием. - СПб «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001 Для обучающихся и родителей: Иллюстративный материал. Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр». Н.М. Соломенникова, Т. Н. Машина «Формирование двигательной сферы у детей 3 – 7 лет. Фитбол – гимнастика». Интернет – ресурсы: 1. http://doshkolnik.ru/ 2. http://www.neboleem.net/fitbol.php 3. https://azbyka.ru/deti/fitbol-gimnastika Приложение Диагностика двигательного развития Ф.и. ре- Психомоторное разбенка витие А В С н к н к н к 1. 2. 3. 4. 5. Примечание: Сформированность основных движений 1 н к 2 Н К 3 н к 4 Н к 5 н к 6 н к А- пробы на статическую координацию и статическую выносливость; В – пробы на динамическую координацию и способность согласовывать отдельно взятые изолированные движения в единый целый двигательный комплекс; С – пробы на зрительно- моторную координацию и точность выполнения движений и умение согласовывать двигательный акт с внешним пространством при ведущей роли зрения. Под номерами таблице оценка основных движений в соответствии с реальным возрастом ребенка: 1 – ходьба, 2 – бег, 3 – прыжки, 4 – ползание, лазание, 5 - равновесие, 6 – катание, бросание, ловля, метание. Н – начало года, К – конец года. По результатам диагностики определяется уровень психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительно-моторной или тонко дифференцированной координации и осуществляется планирование и построение коррекционного курса занятий.